Писатель и поэт Алексей Мальчик | Произведения | Статьи | Новые орнаментальные мотивы в прикладном искусстве Кыргызстана 20-го века
    Новые орнаментальные мотивы в прикладном искусстве Кыргызстана 20-го века (статья)

 Национальный орнамент Кыргызстана – неотъемлемая часть отечественной истории и культуры. Основу кыргызского орнамента составляют знаки-символы, узорные мотивы, для разработки которых источником послужили явления и предметы окружающего мира, трансформированные творческой мыслью и фантазией народных мастеров разного времени в соответствии с их представлениями о красоте и гармонии. На протяжении столетий мастера прикладного искусства сохраняли и обогащали приемы нанесения орнаментальных узоров, постепенно совершенствуя форму, колорит, и структуру орнаментальных композиций. Орнамент никогда не рассматривался в прикладном искусстве Кыргызстана как самоцель, он всегда согласовался с характером практического назначения изделия. Поэтому в предметах утилитарного назначения зачастую удавалось достигать гармоничного соединения орнаментального оформления с формой произведения прикладного искусства.

 Особая страница в развитии национального орнамента Кыргызстана открывается после победы Октябрьской революции и установления советской власти. Переход кыргызского народа на оседлый образ жизни приводит к обновлению древней орнаментальной системы прикладного искусства. Наряду с традиционными мотивами орнаментов, таких как "мюйюз" (рога), "кыял" (мечта, фантазия), "карга тырмак" (когти ворона) и многими другими, народные мастера стали использовать в своих изделиях новую символику, имевшую идеологическое значение: пятиконечную звезду – олицетворение интернационального братства и единства тружеников пяти континентов земного шара, и серп и молот, которые символизировали неразрывную дружбу работников индустрии и сельского хозяйства [5, табл. XXXIX; 1, с. 260–261]. В 1950-х годах народные мастерицы часто вышивали птиц в подражание мотивам украинской и русской вышивок, соединяя их с элементами старинного кыргызского узора, а также создавали мотивы вышивки с новой советской эмблематикой: герб Киргизской ССР, "голубь мира", окруженный цветами, рукопожатие как символ дружбы народов и др. [3, c. 8]

 Помимо кыргызского прикладного искусства, традиционный орнамент в 1930–60-х годах также начали применять при оформлении выпускаемых местными издательствами книг, газет, журналов, плакатов. Его широко использовали и в архитектуре: им украшали новые общественные здания – клубы, театры, библиотеки, новые жилые дома. Как важный элемент, народный орнамент появился на промышленных изделиях. Его можно было встретить на тканях, косынках, панно, коврах, кожаных сумках, папках и пр. [2, c. 9].

 Качественно новый этап в развитии национального орнамента наступил в 1969 г. после открытия Объединения народных художественных промыслов "Кыял". Характерной чертой объединения стало участие в его работе народных мастеров из разных регионов республики и профессиональных художников-прикладников. Важно отметить, что привлеченные в "Кыял" народные мастера проводили традиционную линию в создании произведений народного искусства, а профессиональные художники стремились придать предметам прикладного искусства кыргызов новое эстетическое звучание, переосмыслить многовековые народные традиции [4, c. 88-89]. В данной статье мы проследим развитие кыргызского орнамента на изделиях, созданных народными мастерами и художниками-прикладниками ОНХП "Кыял" в 70 – 90-х годах ХХ в. Материалом для изучения послужили произведения прикладного искусства Кыргызстана, находящиеся в собрании Музея ОНХП "Кыял" и КНМИИ им. Г. Айтиева.

 Наши исследования показали, что для орнамента в работах народных мастеров ОНХП "Кыял" характерны растительные, геометрические, зооморфные мотивы и их сочетания, а также советская эмблематика (до 1991 г.). Народные умельцы преимущественно использовали традиционные растительные узоры, часто встречающиеся в новое время. В их числе: "волна" с завитками – кыял, пальметты, полупальметты и узколепестковые розетки – гюль, круглые розетки с цветком внутри – тогуз дёбё, мотивы граната (анар), миндаля (бадам) и другие. Данные растительные мотивы распространены в различных видах кыргызского прикладного искусства – в вышивке, изделиях из металла и дерева, отчасти в циновках из чия, произведениях из ворса и кожи, безворсовом ткачестве.

 Среди новых растительных мотивов выделятся мотив розы, украшающий произведения ворсового ткачества и вышивки. Своей оригинальностью обращает на себя внимание композиция килема, выполненного А. Бердибаевой (Ляйлякский район, 1976). Центральное поле ковра занимают шесть двенадцатиугольников, в которые вписаны ромбы с мотивом "кочкор мюйюз". От ромбов отходят семь бутонов роз. Цветовая гамма килема определяется красными, синими, черными и зелеными тонами.

 Баштык, вытканный мастерицей Дж. Апышевой (Таласский район, 1990), имеет более простое композиционное решение. Широкую полосу изделия декорирует повторяющаяся белая роза с зеленым стеблем, изображенная на синем фоне. По обе стороны от первой полосы расположены узкие раппортные полосы, которые включают мотив "жолборс тырмак", вытканный желтыми и коричневыми нитями.

 Как и в ворсовом ткачестве, в вышивке мотив розы является либо центральной частью композиции, либо – составным элементом сложных композиционных построений. В частности, подзор А. Адыловой (Тонский район, 1985) включает шесть ромбов, вокруг которых сгруппированы десять цветков, напоминающих подсолнухи. В центре каждого ромба красными и зелеными нитями вышита роза на стебле. Подзор выполнен мелким крестом, не характерным для традиционной кыргызской вышивки.

 В композиции полотенца Т. Ыйманкуловой (Ат-Башинский район, 1968) мотив розы, напротив, занимает второстепенное место. На полотенце изображены ваза с восьмилепестковым цветком и двумя нераскрывшимися бутонами, отображающими друг друга. Лежащие по обе стороны вазы две розы также даны в зеркальной симметрии. Цветочно-растительные мотивы, навеянные русским и украинским прикладным искусством, вышиты крестом красными, зелеными и бордовыми нитями.

 Как и во второй половине XIX–начале XX вв., геометрические мотивы имели широкое распространение, образуя орнаментальные композиции с растительными и зооморфными узорами. На ковровых изделиях, циновках из чия, в вышивке и предметах из дерева часто встречаются круги (айчык), треугольники (тумар), простые и ступенчатые ромбы (омуртка – позво-нок, кереге кёз – отверстие в решетке юрты), зигзаги (ийрек), квадраты (кишинин башы – голова человека, чымын канат – крылья мухи) и другие мотивы геометрического характера. В войлочных коврах, изделиях из чия, войлочных сумках для вещей мастериц К. Сейталиевой, Ы. Молдокабыловой и М. Есеналиевой геометрические мотивы неразрывно связаны с растительными и зооморфными видами декора: мюйюз, тёрт мюйюз, тогуз дёбё, ийрек и др.

 В зооморфном орнаментетакже преобладают традиционные мотивы. Это прежде всего крупные рогообразные узоры – кочкор мюйюз (рог барана), теке мюйюз (рог козла) и их различные вариации: рогообразные завитки, скомпонованные в крестообразные фигуры (тёрт мюйюз) или включенные в круги, овалы и ромбы (табак оюу); завитки с развилками и отростками – карга тырмак (когти ворона), ала бакан. Среди других мотивов, которые можно отнести к зооморфному орнаменту, – парные миндалевидные фигуры – куш канат (крылья птицы). Перечисленные выше зооморфные мотивы присутствуют во всех видах прикладного искусства кыргызов.

 Новые формы зооморфного орнамента представлены обобщенными изображениями зверей и птиц на предметах ворсового ткачества и вышивки. Традиционные и инновационные мотивы соединила в своем килеме мастерица А. Суюналиева (Кетмень-Тюбинская долина, 1973). Центральное поле ковра разбито на девять прямоугольников, в которые вписаны четыре стилизованных горных козла, два верблюда и различные вариации узора "кочкор мюйюз", имеющие геометрический характер. Бордюр ковра составляют повторяющиеся мотив "кёёкёр" и схематичная фигура человека. Основная колористическая гамма изделия выдержана в красных, синих, желтых и оранжевых тонах.

 Исключительно разнообразны изображения птиц на туш кийизах, кузгу капах, подзорах и полотенцах. Поперечную часть туш кийиза Б. Омуракуновой (Тонский район, 1975) украшают вышитые по черному фону семь павлинов, отделенные друг от друга цветочными мотивами. Павлины и декоративные цветы исполнены желтыми, зелеными и белыми нитями.

 На треугольном выступе своего туш кийиза С. Осмонова (г. Нарын, 1978) белыми нитями вышила контуры двух ласточек. Зеркально противопоставленные друг другу птицы разделены цветочно-растительным узором.

 Популярный в послевоенное время образ "голубя мира" органично вошел в орнаментальную композицию футляра для зеркала А. Садыбакасовой (Иссык-Атинский район, 1983). Изображение птицы вышито белыми нитями в центре клапана кузгу капа, по краю которого тянется узор "кыял". Центральное поле изделия мастерица украсила орнаментальной розеткой, в середине которой – узор "тёрт мюйюз", окруженный мотивами "бадам" и "гул", окаймляет розетку узор "кыял". Цветовая гамма кузгу капа традиционна: вышивка белыми, желтыми, красными и зелеными нитями нанесена по синему бархату.

 Изображения голубей с птенцами и попугаев в сочетании с мотивом "жоогазын мандалак" (цветок тюльпана) декорируют подзоры и полотенца мастерицы Н. Исмаиловой (Кетмень-Тюбинская долина, 1969–1971). Образы птиц вышиты гладью и болгарским крестом.

 Советская эмблематика распространена исключительно в вышивке народных мастериц 1970–80-х годов. Символы советского периода обычно включены в композиции, состоящие из традиционных узоров кыргызского орнамента.

 Полотенце, вышитое З. Мукамбетовой (Тюпский район, 1975), образует орнаментальная композиция, заключенная в четырехугольник. Внутри четырехугольника изображены две крупные розетки в виде мотива "тогуз дёбё", а над ними серп и молот. Сам четырехугольник украшен условно переданными листьями и цветами. Вышивка выполнена по синему сатину красными, белыми и желтыми нитями.

 В декоре туш кийизов известны такие символы, как пятиконечная звезда, рукопожатие, гербы СССР и Киргизской ССР. Так, например, выступ туш кийиза мастерицы Б. Омуракуновой (Тонский район, 1975 г.) расшит гербом Советского Союза, который с двух сторон окружен декоративнми распустившимися цветами, напоминающими русскую и украинскую вышивку. Колорит герба перекликается с желтыми, красными, зелеными и белыми тонами, в которых решены растительно-цветочные мотивы. Пятиконечная звезда с серпом и молотом в центре занимает левую поперечную часть туш кийиза, соседствуя с мотивами "гюль", "тумарча", "тёрт мюйюз" и "кочкор мюйюз" (мастерица Б. Джуманазарова, Кетмень-Тюбинская долина, 1969 г.). Орнамент вышит по черному бархату красными, желтыми, синими, белыми и зелеными нитями.

 Другой пример переосмысления советской эмблематики – аяк кап, созданный мастерицей Г. Сырдыбаевой (Джумгальский район, 1980 г.). Четыре пятиконечная звезды, вышитые красными нитями, и четыре узора "мюйюз" зеленого цвета скомпонованы вокруг круглой розетки "топу тала".

 На произведениях профессиональных художников-прикладников 1970–90-х годов орнамент в основном представлен растительными и зооморфными мотивами, а до 1991 г. также советской эмблематикой. Среди растительных узоров наиболее часто встречаются различные варианты мотива "кыял", который украшает калпаки, деревянные скульптурки и шахматные фигурки. В произведениях из дерева, создаваемых цехом точеных изделий, мотив "кыял" имеет второстепенное значение, являясь декоративным элементом в национальных костюмах скульптурных фигурок. В вышивке и росписи узор дается черным цветом, контрастируя с белым полем головного убора и светлым костюмом скульптурок.

 Менее распространены мотивы "бадам", "тогуз дёбё" и "гюль". Три образующие треугольник "бадама", повторяясь четыре раза, создают раппортный горизонтальный орнамент на кожаных кошельках (автор В. Коровин, начало 1970-х). Узор нанесен в технике тиснения.

 Мотив "тогуз дёбё" известен только в сюжетных покрывалах на тему кыргызского быта, изготовленных по эскизу художника Б. Кошоева (середина 1970-х гг). Рисунки на покрывалах сверху и снизу заключены в раппортные полосы. Верхняя полоса слагалась из повторяющегося узора "кюн", а нижняя, более широкая – из узора «тогуз дёбё». Рисунки и узоры выполнены бронзовой краской в технике набойки.

 Мотив "гюль", известный на ак-калпаках, выделяется разнообразием исполнения. Главным образом это сердцевидная фигура со схематичным цветком внутри, изображение в виде трилистника и ромбовидная фигура с расходящимися стеблями. Все разновидности данного мотива вышиты вручную иглой (авторы Л. Болсаева и К. Сейталиева, начало 1980-х). Последний вид узора исполнен красными нитями и по цвету сочетается с красными полосами и полями калпака. Такое колористическое решение нетипично для традиционных калпаков, где белый войлок противопоставлен черным полям, полосам и орнаментальному мотиву того же цвета.

 Не характерными для кыргызского орнамента являются кленовые листья, украшающие лакированные шкатулки из орехового капа (автор В. Петров, начало 1980-х гг.). Реалистично трактованные листья, сделанные из другой породы дерева, врезаны в фон заподлицо.

 К числу новых форм орнамента можно отнести растительно-геометрические мотивы на металлических табакерках – чакчи (автор Ш. Дайырбеков, 1977). Все элементы декора объединены в единый лейтмотив круг, образуя розетку. Разнообразные растительно-геометрические узоры табакерок, состоящие из цветочных лепестков, треугольников, мелких звезд, ромбов и кругов, близки мотивам традиционного прикладного искусства узбекского народа. Орнамент исполнен в технике гравировки и чернения.

 Наглядным примером переосмысления традиционного кыргызского орнамента может служить циновка из чия, созданная по эскизу художника Ш. Мамбетаиповой (1975). Изображенные в центре композиции две пасущиеся лошади окружены условно переданными деревьями и кустарниками, которые своими очертаниями напоминают узор "мюйюз". Колористическая гамма выдержена в приглушенных зеленых и черных тонах.

 Самый популярный зооморфный мотив – узор "мюйюз" и его разновидности. Данный вид декора широко распространен на металлических подносах, сумках из кожи и чия, в росписи подставок для деревянных скульптурок, миниатюрных юрт, шахматных досок, комузов, деревянных кёёкёров и миниатюрных скульптур, а также на калпаках. На одном из подносов вписанный в круг узор представляет собой крестообразную фигуру, состоящую из четырех рогообразных завитков (тёрт мюйюз). Технический прием орнаментации – чеканка.

 В технике тиснения на коричневой кожаной сумке изображены расположенные друг под другом четыре узора "мюйюз", которые подчеркнуты по контуру черным цветом (автор В. Коровин, начало 1970-х). В росписи деревянных изделий узор "мюйюз" обычно дается красным, синим и черным цветом. Это прежде всего варьирование рогообразных завитков, изображенных по одному, соединенных попарно (кош мюйюз), или по четыре (тёрт мюйюз).

 К новым видам зооморфного орнамента принадлежат узоры и стилизованные изображения животных, украшающие изделия из орехового капа, металла и циновки из чия. В центр крышки лакированной шкатулки из орехового капа инкрустированы восемь рогообразных фигур, соединенных в круг (автор В. Петров, начало 1980-х гг.). Данный узор является современной интерпретацией узора "мюйюз".

 На металлических пуговицах, декорированных в технике гравировки и чернения, изображена обобщенно-схематичная фигура горного козла (автор Ш. Дайырбеков, 1977 г.). Этот образ, очевидно, возник под влиянием наскальных изображений Саймалуу-Таша.

 Оригинальны стилизованные изображения черепах, бабочек и беркутов, верблюдов и собак, включенные в композиции циновок из чия (автор Б. Кошоев и Ш. Мамбетаипова, начало 1980-х гг.). Рисунки выполнены нитями красного, синего и светло-коричневого и желтого цвета.

 Советскую эмблематику можно встретить на изделиях ОНХП "Кыял" 1970–80-х годов. Пятиконечная звезда и серп и молот, выписанные красным цветом, включены в композицию расписных платков, соседствуя с кыргызскими цветочно-растительными мотивами. Эскизы платков были разработаны художником Т. Лысенко (конец 1970-х–начало 1980-х). В 1978 г. под руководством художника Л. Болсаевой были подготовлены модели калпаков к Олимпийским играм 1980 г. в Москве. Эмблема олимпиады, состоящая из пяти колец и силуэта Московского университета, выполнена тамбурным швом. Вышитая черными нитями символика четко читается на белом войлоке, соответствуя традиционной цветовой гамме мужских головных уборов.

 В 1990-х годах появились произведения художников прикладников, в которых нашли свое место флаг и герб независимого Кыргызстана. Художник А. Абдылдабекова является автором сувенирных панно из чия, точно воспроизводящих атрибуты национальной государственности. Таким образом, в ХХ в. наряду с традиционными мотивами кыргызского орнамента (мюйюз, карга тырмак, кыял, куш канат и т.п.), мастера прикладного искусства применяли и новые виды декора. В вышивке появляется мотив розы, декоративные цветы, свойственные русскому и украинскому искусству, "голубь мира", павлины, попугаи, ласточки. В ворсовом ткачестве в орнаментальные композиции включают схематичные фигуры горных козлов, верблюдов, людей, мотив розы. Профессиональные художники-прикладники, работавшие в ОНХП "Кыял" также вводили в свои работы инновационные мотивы: кленовые листья, вариацию на тему узора "мюйюз" (в шкатулках из орехового капа), изображения черепах, беркутов, бабочек, собак, деревьев (в циновках из чия) и т.д. До распада СССР в произведениях народных мастеров и художников-прикладников ОНХП "Кыял" нередко встречается советская эмблематика (серп и молот, пятиконечная звезда, эмблема Олимпиады-1980, гербы СССР и Киргизской ССР). Символы советского времени в прикладном искусстве украшают в основном вышивку (туш кийизы, полотенца), а также расписные платки и калпаки. С обретением независимости некоторое распространение получили небольшие панно из чия, изображающие флаг и герб независимого Кыргызстана.



Иллюстрации

 Табл. 1. Новые растительные мотивы на изделиях кыргызского прикладного искусства ХХ в.
1 – мотив розы (КНМИИ, Инв. № 1338); 2-3 – композиция с мотивом розы (КНМИИ, Инв. № 2494, 325); 4 – кленовые листья (Музей ОНХП «Кыял»); 5 – цветочный мотив (КНМИИ, Инв. № 1836, 5577);6 – дерево (Музей ОНХП «Кыял»); 7 – кустарник (Музей ОНХП «Кыял»).

 Табл. 2. Новые зооморфные и антропоморфные мотивы на изделиях кыргызского прикладного искусства ХХ в.
1 – вариация на тему узора «мюйюз» (Музей ОНХП «Кыял»); 2 – «голубь мира» (Музей ОНХП «Кыял»); 3 – павлин (КНМИИ, Инв. № 7168); 4 – попугай (КНМИИ, Инв. № 823); 5 - ласточка (КНМИИ, Инв. № 1836); 6 – черепаха (Музей ОНХП «Кыял»); 7 – беркут (Музей ОНХП «Кыял»); 8 – бабочка (Музей ОНХП «Кыял»);9 – собака (Музей ОНХП «Кыял»); 10 – человек (КНМИИ, Инв. № 1861).

 Табл. 3. Советская и национальная эмблематика на изделиях кыргызского прикладного искусства ХХ в.
1-2 – пятиконечная звезда (КНМИИ, Инв. № 1338; Музей ОНХП «Кыял»); 3 – серп и молот (КНМИИ, Инв. № 201, 353); 4 – эмблема Олимпийских игр 1980 г. (Музей ОНХП «Кыял»); 5 – герб СССР (КНМИИ, Инв. № 1310); 6 – герб Киргизской ССР (КНМИИ, Инв. № 1310); 7 – флаг Кыргызской Республики (Музей ОНХП «Кыял»); 8 – герб Кыргызской Республики (Музей ОНХП «Кыял»).


Список литературы

 1. Агзамходжаев А., Уразаев Ш. СССР – социалистическое государство советских народов. – Ташкент: Узбекистан, 1972.
 2. Антипина К.И., Джумагулов А., Мамбеталиева К. Народные традиции в современной материальной культуре и прикладном искусстве Киргизии. – М.: Наука, 1964.
 3. Иванов С.В., Махова Е.И. Декоративно-прикладное искусство киргизского народа. – М.: Изд-во вост. лит., 1960.
 4. Мальчик А.Ю. История кыргызского народного прикладного искусства: эволюция кыргызского орнамента с древнейших времен до ХХ в. – 2-е изд. – Бишкек, 2009.
 5. Рындин М.В. Киргизский национальный узор // Вступ. статья А. Н. Бернштама. – Л.- Фрунзе, 1948.

   







Сайт разработан Global Grid в 2008 г.
E-mail: globalgrid@yandex.ru