Писатель и поэт Алексей Мальчик | Произведения | Статьи | Об одном орнаментальном мотиве на глазурованной посуде Чуйской долины X-XII веков
    Об одном орнаментальном мотиве на глазурованной посуде Чуйской долины X-XII веков (статья)

Из книги: Диалог цивилизаций на Великом шелковом пути: Материалы международной научной конференции. Часть П.
Бишкек: БГУ, 2002. – С. 153-156

 На протяжении Х-ХП вв. в декоре глазурованной керамики Средней Азии наибольшее распространение получил мотив вихревой розетки. Этот орнаментальный мотив имеет глубокие исторические корни, уходящие в первые века до н.э. Как считают исследователи, розетка с изогнутыми лепестками берет свое начало из комплексов скифо-сарматского времени и является воплощением солярной символики /11, c. 46-47; 9, c. 90/.

 В научной литературе, посвященной изучению средневековых городищ Чуйской долины, глазурованная керамика с изображением мотива вихревой розетки до сих пор специально не рассматривалась, тем не менее, чуйская глазурованная керамика с этим видом декора упоминается в работах А.Н. Бернштама, П.М. Кожемяко, К.М. Байпакова и В.Д. Горячевой /3, с. 165; 7, табл. XVII; 2, с. 77; 5, с. 58/.

 В данной статье рассматриваются художественно-стилистические особенности вихревых розеток, изображенных на глазурованной посуде Чуйской долины Х-ХII вв. Материалом для |статьи послужила коллекция глазурованной керамики из сборов 1945-1986 гг. краеведов Н.Д. Черкасова и М.К. Синусова на Кара-Балтинском, Краснореченском и некоторых других городищах Чуйской долины. В настоящее время данная коллекция хранится в Кыргызском государственном историческом музее. Нами проанализировано 108 керамических фрагментов с мотивом вихревой розетки.

 На чуйских глазурованных чашах и блюдах Х-ХП вв. изображенные в центре дна вихревые розетки выступают как самостоятельный вид декора. Исполнены розетки с высоким художественным мастерством в разном стиле и колорите. По цветовым и стилевым различиям их можно объединить в шесть групп.

 К первой группе относятся вихревые розетки темно-коричневого цвета на белом фоне с кремовым или желтоватым оттенком (рис.1, 1-3); ко второй - розетки, выполненные охристо-красной краской по белому либо белому с зеленоватым оттенком фону (рис. 1, 4-6). Третья группа представлена розетками черного или темно-коричневого цвета на белом с желтоватым оттенком фоне (рис. 2, 1-3). Четвертую составляют изображения вихревых розеток с темно-коричневыми и травянисто-зелеными лепестками, нанесенными ни белому фону с желтоватым оттенком (рис. 2, 4, 5). Пятую группу иллюстрирует вихревая розетка черного цвета на белом с желтоватым оттенком фоне (рис. 2, 6); последнюю группу - розетка с белыми и светло-коричневыми лепестками, выполненными по черному фону (рис. 2, 7). Нередко рисунок этого орнаментального мотива дополнялся обрамлением из двойных завитков, выписанных обычно черной или темно-коричневой краской. Во всех случаях роспись наносилась по ангобной поверхности до покрытия глазурью.

 В количественном отношении к первой группе относятся 50 фрагментов керамики, ко второй - 4 фрагмента, к третьей – 8 фрагментов, к четвертой - 2 фрагмента, а к пятой и шестой группе по одному фрагменту. 42 фрагмента керамики с изображением мотива вихревой розетки в связи с фрагментарностью и плохой сохранностью не могут быть отнесены ни к одной из групп.

 Характеризуя имеющийся материал, можно утверждать, что вихревые розетки первой группы являются устойчивыми, а розетки второй и третьей группы - малоустойчивыми вариантам орнаментального мотива. Вихревые розетки, выделенные в четвертую - шестую группы, возможно, принадлежат к числу случайных отступлений от основных вариантов данного вида декора.

 Наиболее полное представление о вихревых розетках самой многочисленной, первой группы дает крупный фрагмент чаши с хорошо сохранившейся донной частью (рис. 1, 1). От темно-коричневого круга на дне чаши расходятся постепенно расширяющиеся лепестки того же цвета, вокруг них - обрамление из темно-коричневых двойных завитков, разграниченных охристо-красными "гвоздиками". Движение волнообразных завитков направлено в одну сторону, в эту же сторону изогнуты сверху лепестки вихревой розетки. Благодаря такому художественному приему, создается впечатление бесконечного вращения по кругу. Рисунок выполнен быстрым, энергичным и живописным мазком, что придает орнаментальному мотиву еще большую выразительность динамизм.

 Из второй группы наибольший интерес представляет вихревая розетка на рис 1, 4, которая также, как и розетки первой группы, сопровождается обрамлением из волнообразных завитков. Однако исполненные черной краской двойные завитки имеют более сложные, вычурные очертания и по своим размерам почти не уступают вихревой розетке. В результате рисунок становится богаче, изящнее, а само обрамление вызывает к себе более пристальное внимание. Этому способствует и то, что вихревая розетка выполнена другим цветом - охристо-красным. У этой вихревой розетки есть и иная своеобразная черта: концы ее лепестков загнуты под прямым углом. Возможно, это было связано с влиянием на художника-керамиста другого древнего символа - свастики.

 Иначе трактована вихревая розетка из той же, второй группы, изображенная на рис.1, 5. По своей форме она имеет сходство с розетками первой группы, различия заключаются, в основном в ее цветовой гамме: вихревая розетка и ее обрамление из двойных завитков даны охристо-красной краской, а "гвоздики", разграничивающие завитки, - темно-коричневого цвета.

 Совершенно иная интерпретация мотива вихревой розетки наблюдается на фрагментах керамики из третьей группы (рис.2, 1-3). Вихревые розетки выполнены обобщенно и напоминают собой аппликации; а обрамления из двойных завитков приобретают вид полукругов с крапинами внутри. В третьей группе мы не находим цветового противопоставления вихревых розеток своим обрамлениям, так как и те и другие выписаны одной краской - или черной, или темно-коричневой.

 Очень необычны по цветовому решению розетки четвертой группы (рис. 2, 4, 5). Их изображения построены на чередовании равного количества парных лепестков, нанесенных в одном случае травянисто-зеленой, а в другом - темно-коричневой краской. Круг, от которого расходятся лепестки, дается краской травянисто-зеленого цвета.

 Еще более оригинальны вихревые розетки двух последних групп пятой и шестой (рис. 2, 6, 7). Розетка пятой группы интересна, прежде всего, своим обрамлением, которое выделяется необычной формой и цветовой гаммой. В обрамление розетки вошли новые элементы - исполненные черной краской дуги. В эти дуги вписаны чередующиеся между собой двойные волнообразные завитки, выписанные краской светло-коричневого и болотного цвета. Сама же вихревая розетка дана черной краской и по стилю рисунка наиболее близка розетке первой группы, изображенной на рис. 1, 3. Вихревая розетка шестой группы вместо круга имеет в центре шесть крапин белого и светло-коричневого цвета. От каждой крапины отходят три округло-изгибающихся лепестка, аналогичных ее цвету. Движение лепестков вихревой розетки направлено в ту же сторону, что и у розеток предыдущих групп.

 Вихревые розетки первой, второй и пятой группы встречают многочисленные аналогии в глазурованной керамике Х-ХП вв. Согда, Чача, Таласской долины и Южного Казахстана /10, табл. LIX, 3, LХIV, 4; 4, табл. 5, 1, 37, 3-4; 6, табл. I; 1, рис. 39/. По цвету чуйские розетки наиболее близки к согдийским: в Согде, как и в Чуйской долине, вихревые розетки предпочитали расписывать либо охристо-красной, либо темно-коричневой краской /4, c. 57; 8, c. 124/. Розетки третьей, четвертой и шестой группы, скорее всего, являются локальными вариантами распространенного вида декора.

 Различия чуйских вихревых розеток в цвете и стиле рисунка, отсутствие строгого канона при их исполнении указывают на то, что в период развитого средневековья эстетический смысл мотива вихревой розетки начинает преобладать над древним, культово-магическим. Причиной этого являлось утверждение в Караханидском каганате ислама - новой религии, которая постепенно оттесняла домусульманские верования и символы, связанные с ними, на второй план.


Иллюстрации

 Рис. 1. Глазурованная керамика с мотивом вихревой розетки.
1, 2, 4 – точно неустановленные городища Чуйской долины; 3, 6 – Кара-Балта; 5 – Красная Речка.

 Рис. 2. Глазурованная керамика с мотивом вихревой розетки.
1-5 – Кара-Балта; 6, 7 – Красная Речка.


Список литературы

 1. Байпаков К.М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI - начало XIII в.). - Алма-Ата: Наука, 1986.
 2. Байпаков К.М. Поливная керамика Семиречья // ВАН Каз.ССР, 1965, № 9
 3. Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая // МИА № 26. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
 4. Брусенко Л.Г. Глагурованная керамика Чача IХ-ХII вв. - Ташкент: Фан, 1986.
 5. Горячева В.Д. Дома древней столицы // По следам памятников истории и культуры Киргизстана.- Фрунзе: Илим, 1982.
 6. Кожемяко П.Н. Оседлые поселения Таласской долины // Археологические памятники Таласской долины. - Фрунзе: Изд-во АН Кирг.ССР, 1963.
 7. Кожемяко П.Н. Раннесредневековые города и поселения Чуйской долины.- Фрунзе: Изд-во АН Кирг.ССР, 1959.
 8. Столярова Н.П. Орнаментация глазурованной керамики IХ-начала XIII вв. Кашкандарьи // Древняя и средневековая археология Средней Азии. - Ташкент: Фан, 1990.
 9. Тревер К.В. Памятники греко-бактрийского искусства. - М. - Л., 1940.
 10. Шишкина Г.В. Глазурованная керамика Согда (вторая половина VIII - начало ХIII в.). - Ташкент: Фан, 1979.
 11. Яценко И.В. Раннее сарматское погребение в бассейне Северного Донца. // КСИА. - М., 1962, № 89.

   







Сайт разработан Global Grid в 2008 г.
E-mail: globalgrid@yandex.ru