Писатель и поэт Алексей Мальчик | Произведения | Статьи | Архитектура Кыргызстана ХХ в. и проблема сохранения архитектурных памятников советского времени (статья)
    Архитектура Кыргызстана ХХ в. и проблема сохранения архитектурных памятников советского времени (статья)

  К началу ХХ в. архитектурные сооружения в Кыргызстане были представлены главным образом одноэтажными домами из глины и сырцового кирпича, самана. В большинстве городов отсутствовали школы, библиотеки, театры, производство было сосредоточено на маломощных кустарных предприятиях. Новый тип жилища – дома постоянного типа – кыргызы восприняли еще во второй половине XIX в. от русских и украинских переселенцев. Такие дома часто сооружались мастерами для феодальной знати и богатых скотоводов. В этих сооружениях переплелись объемно-планировочные и конструктивные приемы жилищ с кыргызскими бытовыми обычаями и привычками. Основная же масса кыргызского народа в начале ХХ в. продолжала вести кочевой и полукочевой образ жизни [1, c. 44; 2, c. 132].

  До Октябрьской революции нынешняя столица Кыргызстана была уездным городом Пишпеком, в котором насчитывалось 756 домов, построенных из сырцового кирпича, камня, дерева и глины. В городе действовали: паровой пивоваренный и водочный заводы, небольшая типография, мельницы, кузница и ремонтные мастерские. По своему внешнему облику Пишпек напоминал крупное село. Помимо тюрьмы и казармы, в начале ХХ в. в городе были построены две церкви, две мечети и три училища –двухклассное мужское, одноклассное приходское женское и садоводческое [3, c. 436-437].

  Наиболее плодотворное развитие архитектуры Кыргызстана началось с момента установления советской власти на территории республики. Формирование новой архитектуры в Кыргызстане неотделимо от важного социально-исторического процесса, связанного с переходом местного кочевого населения на оседлый образ жизни. К числу архитектурно-строительных задач, отвечавших этой цели, относились организация сети колхозов и совнархозов, строительство машинно-транспортных станций и производственных сооружений, жилищно-коммунальное строительство, школ и административных зданий, учреждений здравоохранения и т.д. Сложности в становлении молодой архитектуры Кыргызстана в первые годы советской власти были обусловлены отсутствием развитой технической базы, строительной техники, профессиональных кадров архитекторов и строителей, опыта и традиций в данной области деятельности [1, c. 73].

  В 1920-е–середине 1930-х годов в Кыргызстане начался процесс формирования основных видов архитектурного творчества. Одновременно с возведением новых крупных промышленных предприятий в Кыргызстане развивалось градостроительство, энергично застраивалась сельская местность. Среди специалистов этого времени наибольшую известность получили инженеры-строители А.П. Зенков и Ю.Б. Дубов. В их архитектурных сооружениях соединились противоречивые тенденции: стилизаторское копирование восточных форм, мотивы модернизма и конструктивизма (здания СНК Киргизской АССР, дома правительства Киргизской ССР, министерства торговли и др.). А.П. Зенков придавал сооружениям региональные черты, используя элементы среднеазиатской архитектуры – декора, стрельчатых окон, венчающих куполов и т.д. В зданиях, созданных по проектам Ю.Б. Дубова, сказалось влияние конструктивизма. В бывшем Доме правительства Киргизской ССР (ныне Конституционный суд КР) – его наиболее крупной постройке – особое внимание было уделено интерьеру. В декоративном оформлении зала на втором этаже здания широко использованы мотивы национального орнамента (художник Б. Уитц, скульптор Л. Месарош) [4, c. 96–99].

  В довоенные и послевоенные годы в республике активно работала группа дипломированных архитекторов - выпускников российских и украинских вузов: Г.А. Градов, А.М. Альбанский, В.В. Верюжский, П.П. Иванов, М.Н. Муксинов, В.Е. Нусов, Е.Г. Писарской и др. В Кыргызстане шло бурное наращивание промышленного потенциала, интенсивное гражданское строительство. Активизации творческой и общественной деятельности отечественных архитекторов способствовало создание в 1938 г. Союза архитекторов Киргизской ССР. Через освоение классического наследия зодчие республики стремились прийти к созданию национальной архитектуры. Противоречие данного этапа развития выразилось в механическом переносе архитектурных форм прошлого в сооружения, построенные на основе новых материалов, конструкций и техник [4, c. 107–110]. Среди памятников архитектуры этого периода, в декоре которых использовались мотивы кыргызского национального орнамента, следует назвать здание Зеленого театра в парке им. Панфилова (снесено в 1980-е годы), павильон газированных вод возле кинотеатра «Ала-Тоо», здания политехнического и экономического техникумов (ныне Международный университет Кыргызстана и Кыргызско-Казахский экономический университет), ипподрома, аэропорта, Кыргызского государственного университета (ныне КНУ им. Ж. Баласагына) и Кыргызского государственного академического театра оперы и балета. Орнаментальные кыргызские мотивы, украшающие фасады и интерьеры зданий этого периода, выполнялись в технике сграффито, резьбы по алебастру, лепки по гипсу или бетону и полихромной росписи.

  Развитие архитектуры республики, продолжавшееся со второй половины 1950-х годов до распада СССР, характеризуется серьезными достижениями, как в градостроительстве, так и в создании крупных общественных и жилых зданий в городах и поселках. По инициативе Союза архитекторов Кыргызстана в 1965 г. было создано архитектурное отделение при Фрунзенском политехническом институте. Большинство зданий в столице и городах республики в этот период было построено по проектам местных архитекторов.

   Огромное значение в развитии градостроительства имели генеральные планы Фрунзе (ныне Бишкек), Оша, Джалал-Абада, Сулюкты, Таш-Кумыра, Пржевальска (Каракола), Таласа, Токмака, разработанные проектировщиками ЦНИИП Градостроительства (Москва) и института «Киргоспроект» (затем «Киргизпромстрой») в 1960–70-е годы [1, c. 140–145]. Большой вклад в развитие отечественной архитектуры и Союза архитекторов внесли В.Е. Нусов, Е.Г. Писарской, В.В. Курбатов, А.М. Нежурин, А.И. Исаев, Г.П. Кутателадзе, В.В. Лызенко, К.С. Сарбанов, Л.И. Куделя, В.А. Иванов, М.А. Ловушкина и многие другие. В экстерьере и интерьере общественных и жилых зданий, в постаментах памятников монументальной скульптуры архитекторы нередко использовали кыргызские орнаментальные мотивы: здания филармонии, АТС, гостиницы «Кыргызстан», библиотеки им. В.И. Ленина (ныне Национальная библиотека им. А. Осмонова), монумент к 40-летию победы в Великой Отечественной войне, постаменты памятников К.Марксу и Ф. Энгельсу, В.И. Ленину на площади Ала-Тоо и другие сооружения в городах республики. В 1960–80-е годы кыргызский архитектурный орнамент создавался в технике мозаики из смальты, керамических плиток, мрамора и гранита, в технике литья по бетону и чеканки по металлу [1, c. 140–145; 5, с. 77-78].

  Большая часть памятников истории и культуры находится в столице Кыргызстана – Бишкеке: из них – 270 зданий-памятников, 74 – памятники республиканского значения, а 196 - местного. К памятникам республиканского значения относятся Дом правительства КР, Национальная филармония, здания НАН КР, КРСУ им. Б. Ельцина (бывший Дом офицеров), БГУ, Национальная библиотека им. А. Осмонова , Национальный банк и др. Памятники местного значения представлены Домами-музеями скульптора О. М. Мануйловой, художников С.А. Чуйкова и Г. Айтиева, зданиями кинотеатров «Октябрь», «Россия» и «Ала-Тоо», павильоном минеральных вод, кафе «Улитка», Театром юного зрителя (бывший Дворец пионеров), архитектурным комплексом ВДНХ и т.д. Сохранившиеся памятники местного значения – это, прежде всего, жилые дома или здания, где располагаются различные организации и малый бизнес. В целом, вне зависимости от наличия или утраты статуса памятника, здания и помещения в нем сдаются в аренду – обычно там располагаются офисы, места общепита и магазины.

  На состояние архитектурных памятников, особенно местного значения, негативным образом сказывается социально-политическая нестабильность в Кыргызстане, три государственных переворота, произошедших в стране, постоянная смена мэров городов, акимов районов, общее халатное отношение чиновников к проблеме сохранения историко-культурного наследия. Так, например, к 2021 г. из 196 столичных памятников местного значения 11 были снесены, 28 зданий из списка лишили статуса памятников местного значения, а 3 здания были в заброшенном состоянии [6]. В неудовлетворительном состоянии находятся павильон минеральных вод, кафе «Улитка», архитектурный комплекс ВДНХ, здания старого аэропорта и ипподрома. Судьба архитектурных памятников местного значения целиком зависит от решения мэрии, Кыргызреставрации и Бишкекглавархитектуры. Мнение самих горожан, общественных деятелей и опытных специалистов-архитекторов, не входящих в узкий круг чиновников, особенно, в последние годы полностью игнорируется.

  В нашей статье мы коснемся печальной судьбы нескольких архитектурных памятников Бишкека, которые имели важную историческую и художественно-эстетическую ценность, но были лишены охранного статуса и впоследствии снесены. Речь пойдет о построенных в стиле конструктивизма кинотеатре «Иссык-Куль» (1959 г.) и бывшем здании НИИ электромашиностроения (1931 г.); созданных в стиле модернизма ресторане «Нарын» (1984 г.), гостиницах «Ала-Тоо» (1966 г.), «Пишпек» (1975 г.) и «Иссык-Куль» (1984 г.)

  Популярный в советское время кинотеатр «Иссык-Куль», находившийся на проспекте Жибек Жолу, начал свою работу 1959 г. В здании действовало два зрительных зала – «Светлый» и «Голубой», на 400 мест каждый. При кинотеатре впервые в Кыргызстане открылись киноклубы – «Светофор», «Подросток и закон» и «Будущий воин», проводился кинолекторий «Кино и время». По схожему архитектурному проекту, что и «Иссык-Куль», в СССР было построено ещё два кинотеатра – «Космос» в Кемерово и «Победа» в Белгороде, которые до сих пор используются по прямому назначению. Позади кинотеатра «Иссык-Куль», вместо старого дореволюционного кладбища, был разбит сквер, который, наряду с Дубовым парком и театральным сквером, стал одним из любимых мест отдыха горожан.


Кинотеатр «Иссык-Куль» 1959 г.

  В 1990-е годы после распада СССР кинотеатр стремительно терял зрителей и приходил в упадок. В 2009 г. не нужное государству здание и прилегающий к нему сквер были переданы муфтияту под строительство новой центральной мечети. В 2012 г. на турецкий грант по проекту турецких архитекторов началось возведение культового сооружения, являющегося уменьшенной копией мечети Коджатепе в Анкаре. За время строительных работ была вырублена оставшаяся часть сквера. Здание кинотеатра «Иссык- Куль», несмотря на возражения известных кинорежиссеров Г. Базарова и С. Шер-Нияза, было признано непригодным для дальнейшей эксплуатации и снесено в 2018 г. [7, 8]. Возведенная на его месте центральная мечеть внешне эффектна, облицована белым мрамором и имеет четыре минарета 67 метров высотой, но среди частных домов, советских пятиэтажных и восьмиэтажных зданий сооружение смотрится громоздко, подавляет собой, не вписываясь в сложившуюся архитектурную планировку квартала.


Сквер рядом с кинотеатром «Иссык-Куль».

  Здание бывшего НИИ электромашиностроения на пересечении улиц Абдрахманова и Токтогула было возведено в 1931 г. и первоначально являлось госпиталем. В 1960-е – начале 1990-х годов в здании работал научно-исследовательский институт, который внес существенный вклад в развитие отечественной науки, находясь в тесном контакте с Фрунзенским политехническим институтом и заводом Физприборы, имевшим всесоюзное значение. В 1992 г. институт был преобразован в научно-технический центр «Электротехника». Перед главным входом здания размещался небольшой оригинальный фонтан в виде кувшина.


Здание бывшего Научно-исследовательского, проектно-конструкторского и технологического института (НИИЭМ). 1931 г.

  Данный исторический памятник являлся неотъемлемой частью района «Моссовет», составляя гармоничное целое вместе с расположенными рядом цветочным магазином, сквером с фонтанами и домом торговли. Несмотря на то, в течение последних 25 лет в здании располагались различные коммерческие структуры, оно неплохо сохранилось и после капитального ремонта могло выполнять функции общественного и административного учреждения (культуры, образования, здравоохранения и т.д.). Однако, руководствуясь лишь коммерческой выгодой, мэрия лишила памятник охранного статуса, он был признан аварийным и продан строительной компании. В конце января 2024 г. вокруг здания был воздвигнут строительный забор и спустя пять дней начался снос ценного исторического сооружения. Защитники бывшего здания НИИЭМ успели только выразить через неправительственные СМИ свою обеспокоенность и обратиться за разъяснениями к министерству культуры, информации, спорта и молодежной политики. На месте снесенного памятника планируется построить 15-этажный бизнес-центр с кафе и автопарковкой, который по контрасту с находящимися поблизости двухэтажными зданиями станет очередным неудачными примером точечной застройки.

  Трехэтажная гостиница « Ала-Тоо » на проспекте Эркиндик, построенная по проекту И. Люблинского в 1966 г., насчитывала 113 номеров, на втором этаже находился ресторан. В этом же районе, на пересечении проспекта Эркиндик и ул. Московской в 1975 г. была возведена пятиэтажная гостиница « Пишпек », над проектом которой работали архитекторы Г. Кутателадзе, В Лызенко, Р Мухамадиев, инженер П. Волошина. Основу конструкции здания составлял монолитный железобетонный каркас, рассчитанный на землетрясение до 9 баллов. Вход в гостиницу украшало оригинальное мозаичное панно, в декоре внутреннего двора нашли отражение фауна и флора Кыргызстана. В отделке здания были использованы гранит, мрамор, ракушечник, дерево [9, c. 9, 24].


Гостиница « Ала-Тоо ». 1966 г.

  К началу 2000-х годов обе гостиницы пустовали, приходили в ветхое состояние и постепенно разрушались. Несмотря на то, что гостиницы «Ала-Тоо» и «Пишпек» являлись культурными достопримечательностями столицы и их авторами были известные архитекторы (напр., Г. Кутателадзе – один из главных архитекторов советского Фрунзе), здания были лишены статуса памятника. В 2014 г. гостиница «Ала-Тоо» была снесена, а на ее месте построен типовой многоэтажный жилой комплекс «Эркиндик». Гостиница «Пишпек» в 2009-2010 годах была полностью реконструирована, превратившись в бизнес-центр «Orion». В результате реконструкции здание утратило свое самобытное художественное оформление и лишилось запоминающихся индивидуальных черт.


Гостиница « Пишпек ». 1975 г.

  Двухэтажный ресторан «Нарын» на ул. Фрунзе был открыт в октябре 1984 года к 60-летию Киргизской ССР и Компартии Киргизии. Вместе с площадью Победы, гостиницей «Достук» и зданием цирка ресторан являлся важной частью единого архитектурного ансамбля. Для ресторана были характерны лаконичные геометрические формы, подчеркнутые эффектными полукруглыми окнами второго этажа, и четкая функциональная организация пространства и объемов. Здание включало в себя обширный зал, кафе, бар, а в подвале – цех по производству кондитерских изделий для жителей столицы [10].


Ресторан «Нарын». 1984 г.

  До 2007 г. в здании бывшего ресторана находилось казино. В 2016 г. под предлогом аварийного состояния архитектурный памятник лишили охранного статуса. В защиту ресторана «Нарын» выступали отечественные архитекторы С. Абышев, А. Насирдинова, О. Лазарев, архитекторы из Швейцарии К. Хеллер и С. Мюнгер и другие деятели культуры. Тем не менее в ноябре 2017 г. здание было снесено. Первоначально на месте ресторана планировалось возвести высотный отель «Хуалинь» на средства китайского инвестора. После отказа китайской стороны от проекта мэрия обещала горожанам разбить на этой территории новый сквер. В марте 2023 г. президент Кыргызстана С. Жапаров на месте, где располагался ресторан, заложил капсулу под строительство многофункционального комплекса-небоскреба, включающего в себя пятизвездочный отель, бизнес-центр, жилые и торговые площади. Анализируя представленный архитектурный проект, можно сделать вывод, что новое сооружение с двумя высокими башнями своим масштабом будет находится в резком контрасте со зданием цирка и гостиницей «Достук», полностью подавит остальные сооружения, перекрыв вид на площадь Победы с его архитектурной доминантой – стилизованной юртой и вечным огнем.

  Гостиница «Иссык-Куль», располагавшаяся на проспекте Ч. Айтматова, как и ресторан «Нарын», была построена в 1984 г. к 60-летию образования Киргизской СССР. Авторами проекта являлись видные архитекторы К. Алыкулов, К. Ибраев и С.Нургазиев. Восьмиэтажная гостиница могла вместить до 200 постояльцев. В гостиничный комплекс входили также ресторан в форме юрты, банкетный зал, конференц-зал и сауна. Рядом с гостиницей была установлена скульптурная группа в виде трех танцующих девушек в национальных костюмах [11].


Гостиница «Иссык-Куль». 1984 г.

  До 2007 г. здание использовалось по своему прямому назначению. С тех пор неоднократные попытки привлечь инвесторов, чтобы привести здание в надлежащий вид, не давали результатов. В апреле 2021 г. гостиницу «Иссык-Куль» лишили статуса памятника по причине ее неудовлетворительного состояния, что давало возможность снести здание, как это было сделано ранее с гостиницей «Ала-Тоо» и рестораном «Нарын». Союз архитекторов КР выступал категорически против сноса важного для республики культурно-исторического памятника. Судьба гостиницы «Иссык-Куль» получила широкий общественный резонанс, что не помешало в конце декабря 2021 г. снести и этот архитектурный памятник. В настоящее время на месте снесенного гостиничного комплекса возводится государственная резиденция президента Кыргызстана С. Жапарова. Несмотря на протесты общественных деятелей, с целью расширения территории под строящуюся резиденцию в августе 2023 г., была снесена большая часть историко-этнографического комплекса «Манас айылы» (архит. Д. Омуралиев, О. Байгожоев, 1995 г.), который предварительно также был лишен охранного статуса [12, 13].


Кыргызский академический театр оперы и балета им. А. Малдыбаева. 1955 г. Реставрация 2017-18 гг.

  Среди архитектурных памятников Бишкека, которые оказались в лучшем положении, можно выделить: Театр оперы и балета им. А. Малдыбаева, отреставрированный в 2017-18 гг. в основном за счет средств фонда бывшего президента Кыргызстана А.Ш. Атамбаева; здание филармонии, капитально отремонтированное на средства Шанхайской организации сотрудничества в 2019 г.; здание исторического музея, реконструированное в 2016-2019 гг. на турецкий грант; дом городского головы Пишпека И. Терентьева, который был отреставрирован в 2022-23 гг. на средства из госбюджета. Капитальный ремонт из разных финансовых источников был проведен также в зданиях железнодорожного вокзала и Кыргызского драматического театра. В 2024 г. планируется завершить реконструкцию государственного цирка и реставрацию Русского драматического театра им. Ч. Айтматова в столице республики.


Национальный исторический музей. 1984 г. Реконструкция 2016-2019 гг.


Дом городского головы Пишпека И. Терентьева. Начало ХХ в. Реставрация 2022-23 гг.

  За последнее десятилетие в Кыргызстане наблюдается появление новых строительных компаний (Elite house, KG group, Имарат, Бай таш и др.), которые создают новые рабочие места, в основном занимаясь строительством многоэтажных домов, бизнес-центров и торговых комплексов в столице республики. Несмотря на ряд удачно реализованных проектов (строительство торговых комплексов «Asia Mall» и «Dordoi Plaza II», реконструкцию ЦУМ «Айчурек» и др.), органично вошедших в структуру города, современные архитекторы сконцентрированы на застройке только отдельных участков, рассматривая каждый как нечто самостоятельное, никак не связанное с соседними территориями и объектами.

  В настоящее время внешний вид крупных городов республики, в частности Бишкека, оставляет желать лучшего. На состояние столицы Кыргызстана негативным образом влияют следующие факторы: отсутствие утвержденного генерального плана г. Бишкека; надлежащего контроля за качеством архитектурных проектов и процессом строительства; наличие коррупционных схем при строительстве, которые привели к неконтролируемой хаотичной застройке города; лоббирование интересов строительных компаний, близких к действующей власти; снос значимых архитектурных памятников (ресторан «Нарын», гостиницы «Иссык-Куль» и «Пишпек», и др.); экологические проблемы из-за игнорирование розы ветров. Те же серьезные проблемы характерны и для второго крупного города Кыргызстана – Оша, строительство в котором высотных зданий особенно нежелательно в связи с сейсмоопасностью южного региона в целом.

  Не красит города Бишкек и Ош с архитектурно-эстетической точки зрения возведение многоэтажных общественных и жилых зданий в центральных районах, на территориях, где ранее находилась исключительно малоэтажная застройка. Постоянно дает о себе знать транспортная перегрузка крупных городов республики, что приводит к серьезным экологическим рискам и вносит дисбаланс в сложившуюся городскую структуру [14, c. 81, 84; 15, с. 72-73].

  В городах республики, особенно в ее столице – Бишкеке, остро ощущается проблема озеленения. Уровень обеспеченности горожан озелененными территориями общего пользования – скверами, садами и парками – явно недостаточен. Несмотря на открытие нового парка «Ынтымак» в южной части столицы в 2019 г., в целом ситуация с озеленением мало изменилась: продолжается несанкционированная вырубка деревьев, не решена проблема недостатка поливной воды в летние месяцы, нередко на местах заброшенных скверов ведется строительство зданий и сооружений.

  В заключение хотелось бы подчеркнуть, что архитектурные памятники Кыргызстана советского периода, как и памятники истории и культуры средневековья и нового времени, представляют значительную историческую, научную и художественно-эстетическую ценность, требующую их охраны в интересах общества не на словах, а на деле. Архитектурные сооружения в стиле конструктивизма, неоклассицизма и модернизма оставили яркий след в облике столицы республики и других крупных городов, отразив разные этапы в развитии зодчества Кыргызстана. Однако произведения зодчества советской эпохи не только материальные свидетельства прошлого, хранители определенных эстетических идеалов, но и качественно построенные здания, соответствующие всем градостроительным нормам. Своевременный капитальный ремонт и реставрация архитектурных памятников Кыргызстана советского времени могли бы способствовать туристической привлекательности республики, дать новый импульс в развитии страны.

  Литература

  1. Писарской Е.Г., Курбатов В.В. Архитектура Советской Киргизии. – М.: Стройиздат, 1986. – 319 с.

  2. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. – Фрунзе: Кыргызстан, 1990. – 480 с.

  3. История Киргизской ССР. Т.1. – Фрунзе: Кыргызстан, 1968. – 708 с.

  4. Нусов В.Е. Архитектура Киргизии с древнейших времен до наших дней. – Фрунзе: Кыргызстан, 1971. – 150 с.

  5. Мальчик А.Ю. Роль орнамента в формировании архитектуры Кыргызстана (генезис, эволюция, национальные традиции). – Бишкек: Раритет Инфо, 2010. – 148 с.

  6. «Каждое здание – это судьба». Как (не) сохраняется архитектурное наследие Бишкека? URL: https://peshcom.org/zdaniya-pamyatniki-bishkek?ysclid=ltfjnc08wm43201199

  7. Куренев Г. Легенды Бишкека: кладбищенский кинотеатр. URL: https://www.vb.kg/doc/333486_legendy_bishkeka:_kladbishenskiy_kinoteatr.html?ysclid=ltfkfqj4ps198633347

  8. Орлов Д. Зарытая история Мечеть вместо кинотеатра: между скандальным и сакральным… Бишкек – столица без прошлого? URL: https://m.ok.ru/kirgizskay/topic/69031978445629?ysclid=ltfkgoswri378848556

  9. Ячник Е.С. Путеводитель по городу Фрунзе. – Фрунзе: Кыргызстан, 1983. –52 с.

  10. Кудрявцева Т. Ресторан «Нарын». От памятника архитектуры до отеля Хабибулы Абдукадыра. URL: https://24.kg/obschestvo/261320_restoran _naryin_otpamyatnika_arhitekturyi_dootelya_habibulyi_abdukadyira/?ysclid=ltmg6wn8mn418450795

  11. Швец С. Гостиница "Иссык-Куль": тень Чернобыля в столице Кыргызстана. URL: https://www.vb.kg/doc/405879_gostinica_issyk_kyl:_ten_chernobylia_v_stolice_kyrgyzstana_foto.html?ysclid=ltmfuw7pbl887043264

  12. Харизов Р. Союз архитекторов обеспокоен сносом гостиницы «Иссык-Куль». URL: https://24.kg/obschestvo/219174_soyuz_arhitektorov_obespokoen_snosom_gostinitsyi_issyik-kul/

  13. В Бишкеке снесли объекты комплекса «Манас айылы». URL: https://www.bishkek.kg/news/3644112/v-biskeke-snesli-obekty-kompleksa-manas-ajyly

  14. Сухова М. А., Храмова Н.С. Тенденции и проблема современного развития градостроительства г. Бишкек //Архитектура, дизайн и строительство в условиях горных регионов Центральной Азии. – Бишкек: КРСУ, 2011. – С. 79-84.

  15. Кайтайган к. М. Роль архитектуры в современном Кыргызстане // Материалы международной конференции «Архитектура и строительство Таджикистана: вчера, сегодня, завтра». – Душанбе: ТТУ им. М.С. Осими, 2022. – С. 71-75.


   







Сайт разработан Global Grid в 2008 г.
E-mail: globalgrid@yandex.ru